Коррекционная работа педагога-психолога
Цель: формирование психологической готовности к школе - развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив - в зону актуального развития.
Задачи:
- Развитие основных психических функций детей – памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
- Развитие умения образно и логически мыслить.
- Развитие воображения ребенка.
- Развитие произвольности дошкольника.
- Создание содержательной основы для развития любознательности ребенка, как основы познавательной активности.
- Развитие сенсорно-моторной координации и мелкой моторики руки детей.
- Формирование адекватной самооценки дошкольника.
- Снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций.
- Формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Снятие психологического стресса перед школой.
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Условия реализации программы:
- Благоприятный психологический климат в группе.
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
- Позиция сотрудничества педагога с ребенком, как с равным партнером.
- Предметно – развивающая среда с учетом возрастных особенностей ребенка.
- Материально – техническое оснащение педагогического процесса.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
- Безусловная ценность внутреннего мира ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития, следование за естественным развитием ребенка; на каждом возрастном и социокультурном этапе онтогенеза.
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, создание условия (ситуаций выбора), побуждающих ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогая ему принимать на себя ответственность за свои поступки.
- Создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
- Мультидисциплинарность сопровождения - согласованная работа специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Основные направления деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог оказывает психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ, занимается анализом актуального уровня развития детей, коррекционно-развивающей работой, сопровождением образовательного и педагогического процесса в ДОУ.
Диагностическое | Коррекционно- развивающее | Консультативное | Профилактическое |
|
|
|
Этапы системного психолого-педагогического сопровождения
1 этап | Сбор информации о ребенке. Первичная диагностика ребенка. Анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка. |
2 этап | Анализ полученной информации и определение детей, которым необходимо коррекционно-развивающее сопровождение. Условно выделяются следующие группы • дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические) к возникновению тех или иных проблем в развитии; • дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент; • дети, имеющие отклонения в развитии. Такое условное деление помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам |
3 этап | Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов |
4 этап | Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка |
5 этап | Решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. |
6 этап | Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. |
7 этап | Анализ итоговой диагностики |
Формы работы педагога-психолога
Субъекты | |
Дети |
|
Родители |
|
Воспитатели и специалисты |
|
Моделирование условий осуществления педагогического процесса
Создание условий | Использование программ | Использование методических пособий и дидактического обеспечения |
Численность детей на занятии не должна превышать 6 человек. Занятие длительностью 25 или 30 минут проводится один раз в неделю, в течение учебного года и полностью соответствуют возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач, включает в себя динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики, один вид деятельности сменяется другим. Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования. | «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста» В.М. Минаева Москва 1996, К.Фопель. «Как учить детей сотрудничать?» ч. 1-4. – М.: “Генезис”, 1999, «Гимнастика мозга» П. Деннисон и Г. Деннисон, пер. С.К. Масгутовой, М. Восхождение 1998 | «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников» Воропаева И.П. «Психология» Столяренко Л.Д. «Психология для родителей» под редакцией Спиваковской А.С. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников» Тихомирова Л.Ф. «Особенности психологического развития детей 6 –7 летнего возраста» под редакцией Эльконина Д.Б. и Венгера А.Л. «Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе» Минаева В.М. Психологически-коррекционная и развивающая работа с детьми» под редакцией Дубровиной И.В. «Психолог в детском дошкольном учреждении» под редакцией Лаврентьевой Т.А. «Диагностика психического развития детей» Марциковская Т.Д. «Развитие эмоций дошкольников» Минаева В.М. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б.П. «Практикум по психологическому консультированию» Абрамова Г.С. «Гимнастик мозга» П. Деннисон и Г. Деннисон «Играем пальчиками» Цвынтарный В.Д. «Методы развития памяти, образного мышления, воображения» Матюгин М., Рыбникова И. «Азбука общения» Шилицына Л.М. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» Маркова А.К. «Диагностика готовности детей к обучению в школе» Дмитриев Ю.А. «Психогимнастика» Чистякова М.И. «Здравствуй, я сам!» Крюкова С.В. «Психологический театр» Ефимова Н.С. |